Торговая война - ФТС vs АСМАП: новые правила российской таможни

31.10.2014

С 14 сентября Федеральная таможенная служба (ФТС) перестанет принимать книжки международных дорожных перевозок. Это нововведение, противоречащее Таможенной конвенции ООН от 1975 года, может привести к разорению мелких перевозчиков и росту цен на импортные товары.

До недавнего времени проходить досмотр груза при каждом пересечении границы было необязательно. Товар можно было оформить единожды в стране его отправления, после чего запломбировать и взять книжку TIR с отрывными талонами, которые предъявляются в 68 странах, включая Россию.

Однако, согласно новому закону, вместо книжек международных дорожных перевозок придется оформлять сертификат обеспечения уплаты таможенных платежей. Оригинал данного документа необходимо будет предъявлять на границе. В качестве второго варианта можно подготовить договор поручительства с ФТС.

Меры ужесточения транзитных перевозок стали реакцией Федеральной таможенной службы на конфликт с российским подразделением ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которое задолжало таможне около 20 млрд рублей. В то же время представители ассоциации утверждают, что большая часть платежей уже совершена или ждет одобрения в суде.

Новые правила прохождения таможни вызвали беспокойство многих высокопоставленных дипломатов, членов международных организаций и российских предпринимателей. Ранее сообщалось, что закон вступит в силу с 14 августа. Однако ФТС пошла на уступки, продлив сроки введения изменений. Данное решение позволит предпринимателям лучше подготовиться к новым требованиям. Другим вариантом развития событий может стать урегулирование конфликта путем погашения долга со стороны АСМАП, что даст возможность сохранить привычную для бизнесменов схему с TIR.

Несмотря на то, что закон еще не вступил в силу, эксперты прогнозируют последствия грядущих изменений. "Данное нововведение станет дополнительным бременем для импортеров. Однако в случае нарушения правил должны вводиться санкции", - отмечает Дарья Пичугина, специалист независимого аналитического агентства "Инвесткафе".

По словам гендиректора исследовательского агентства InfraNews Алексея Безбородова, новые правила работы российской таможни усложнят процедуру оформления товаров, что приведет к увеличению очередей на таможенных постах. С другой стороны, считает эксперт, часть товаров, ранее перевозимых с помощью автотранспорта, будет поставляться другим путем - через российские порты. Однако эта альтернатива не спасет российский рынок от удорожания импортируемой в Россию продукции. Относительно развития взаимоотношений РФ и ВТО после принятия нового закона Алексей Безбородов ответил следующее: "Скорее всего, в этом году будет накоплен определенный опыт по перемещению товаров через границу, и только потом те импортеры и производители, которые пострадали от нововведения, смогут обратиться через свои правительства в ВТО. Ведь основной камень преткновения в этом вопросе - стоимость провозимого через границу груза: таможенник считает, что товар очень дорогой, а перевозчик полагает обратное. Этот спор вечный".

По материалам интернет-изданий

Другие статьи раздела Транспорт, грузоперевозки