К членству в ВТО готовы только 10% грузоперевозчиков

31.10.2014

Транспортная отрасль во многом зависит от состояния экономической ситуации. Так, по данным Intesco Research Group, во время кризиса 2008-2009 гг. значительно снизился объем грузоперевозок, компании понесли убытки по основным видам деятельности. Вступление в ВТО не может не влиять на состояние отрасли, эксперты по-разному оценивают его положительные и отрицательные эффекты.

После кризиса объем грузооборота стал восстанавливаться. По прогнозу компании «Экспресс-обзор», грузооборот транспортной отрасли за 2012-2015 гг. увеличится, несколько опережая темпы инфляции. Объем выручки в отрасли будет расти на 10-12% в год вследствие повышения тарифов, в первую очередь, в планово-убыточных отраслях (например, в железнодорожных перевозках).

Тарифы на грузовые перевозки на железнодорожном транспорте растут медленнее, чем на транспорте в целом в 2005-2010 гг. В исследовании «Рынок локомотивов России и стран Пространства 1520. Итоги 2011. Прогноз до 2015 года» аналитики ИА INFOLine отметили стремительное снижение средней скорости и показателя надежности доставки груза по всем категориям грузового железнодорожного транспорта. В 2011 г. средняя скорость доставки грузов по железной дороге составила 247 км/сутки (снижение на 9,9%).

Ухудшение связано с осложнением эксплуатационной обстановки и недостатками нормативной правовой базы, регламентирующей перевозки грузов, считают эксперты. Вагонный парк ОАО «РЖД» растет, а темпы обновления состава локомотивов недостаточны. В итоге приватные порожние вагоны используются нерационально: возрастает время их простоя и в целом нагрузка на инфраструктуру общего пользования на наиболее востребованных направлениях перевозок. ОАО «РЖД» планирует наращивать объем закупок нового тягового состава: до 2014 г. предусмотрено приобретение не менее 400 локомотивов ежегодно.

Согласно «Анализу рынка автомобильных грузовых перевозок в России» (BusinesStat), в 2011 г. стоимостный объем рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок вырос на 17,4%, до 490,6 млрд рублей. Этому способствовали рост грузооборота и доходных ставок на автомобильные грузоперевозки. Объем коммерческого грузооборота автотранспорта в 2011 г. в России вырос на 4% и достиг 84,1 млрд тонно-км. Рост обусловлен общим повышением пропускной способности российских автодорог, увеличением средней дальности перевозок, ростом массы грузов, увеличением количества сделок и снижением процентных ставок по лизингу автотехники.

К 2012 г. в России насчитывалось 46,3 тысяч предприятий автомобильных грузоперевозок. 90% автоперевозок грузов осуществляется предприятиями малого бизнеса. Деление бизнеса на мелкие организации позволяет коммерческим структурам избежать выплаты крупных налогов и работать по схеме выплаты единого налога на вмененный доход.

Исследование «Intesco Research Group» «Российский и мировой рынок транспортно-логистических услуг. Текущая ситуация и прогноз» показало, что в период 2006 - 2010 гг. объем грузоперевозок морским транспортом увеличился в 1,5 раза. Однако в 2011 г. он сократился на 10 из-за снижения глобального спроса и сокращения международных перевозок. Импортозамещение использования портовой инфраструктуры будет способствовать увеличению объема грузооборота российского морского транспорта, поступлению дополнительных средств в отечественный бюджет и созданию новых рабочих мест для российских граждан.

Контейнерные операторы, в целом, воспринимают перспективы поработать в ВТО с оптимизмом и ожидают положительных результатов, включая интенсификацию внешнеторгового обмена, увеличение транзита, развитие терминально-логистических комплексов, повышение инвестиционной привлекательности. Интенсификация товарообмена ведёт к усилению нагрузки на все виды путей сообщения. Помимо преимуществ для транспортного бизнеса, существуют и риски. Нормам, удовлетворяющим условиям ВТО, соответствуют лишь 1/3 федеральных дорог и менее 1/4 региональных. В условиях увеличения объёмов грузооборота и отсталости транспортной инфраструктуры, стоимость грузоперевозок может увеличиться.

Вступление России в ВТО должно привести к росту международного товарооборота возможностей транзитного потенциала. Аналитики дают собственные оценки того, что ждёт перевозки грузов после вступления в ВТО. По распространенному мнению, многие компании будут вынуждены пройти сложные процессы поглощения либо слияния. Опросы показывают, что успешно конкурировать на рынке считают себя готовыми 1/4 российских перевозчиков, к конкуренции на рынках СНГ настроены 18%, в дальнем зарубежье – 9%, а готовыми к членству в ВТО – 10%.

Отрицательно на пути успешной интеграции российских международных перевозчиков в мировой рынок может стать нежелание работать с минимальной рентабельностью. Зарубежные перевозчики работают с минимальной рентабельностью, и в этом их конкурентное преимущество: иногда разница в стоимости фрахта, которая позволяет клиенту выбирать перевозчика, составляет лишь несколько евроцентов с каждого рейса. Российскому предпринимателю бороться за каждый евроцент пока не приходится. Также возникнет проблема с оформлением виз.

Будут ли изменения носить отрицательный либо положительный эффект, зависит от самих компаний грузоперевозок, их конкурентоспособности и готовности к работе. Откроются новые рынки, необходимо будет ориентироваться в ситуации, оперативно предупреждать потенциальные риски. А это и увеличение расходов на рекламу, и наличие социального пакета для сотрудников, и особая система договорных юридических обязательств и многое другое.



Материал подготовлен по информации сайтов "РБК.Исследования рынков" и "cargo.ru".