Интернет-магазинам усложнили жизнь

31.10.2014

Федеральная налоговая служба в письме от 10 июля потребовала от всех компаний, включая интернет-магазины, выдавать покупателям кассовые чеки. И время на этих чеках должно совпадать с моментом продажи (плюс-минус 5 минут), как диктует постановление Верховного суда России от 2012 года. Эксперты считают, что такие нововведения серьезно усложнят деятельность интернет-магазинов.

По статистике разработчика программного обеспечения в области e-commerce InSales.ru, в 2012 году число интернет-магазинов в России увеличилось на 30%. Население страны в этот период потратило на интернет-покупки на 36% больше средств, чем годом ранее. Интерес к такой форме приобретения товаров растет. При этом, по данным аналитического агентства Data Insight, 69% российских онлайн-покупателей в 2012 году рассчитывались наличными, и 46% от общего числа предпочли доставку курьером. Таким образом, для тех интернет-магазинов, которые стремятся удовлетворить требования большей части покупательской аудитории и обеспечиваю доставку собственными силами, эксперты прогнозируют существенные затраты в связи с новыми требованиями ФНС России. Участникам онлайн-рынка придется не только обеспечить курьеров кассовыми аппаратами и обучить работе с ними, но и регулярно обслуживать технику. Аналитики издания «Биржевой лидер» считают, что рост связанных с этим расходов может достигать 95%. Эксперт «Инвесткафе» Игорь Арнаутов, в свою очередь, подсчитал, что среднестатистическому интернет-магазину с десятком курьеров новые требования ФНС обойдутся в 120-150 тысяч рублей. Кассовый аппарат стоит от 8 до 11 тысяч рублей, и 4 тысячи рублей потребуется за постановку каждого из них на учёт в налоговую службу. Есть еще один любопытный момент: все больше покупателей предпочитают оплачивать товар посредством банковских карт. В связи с этим интернет-ритейл должен не просто выбрать правильную модель ККТ. Многие магазины оснащают сотрудников службы доставки POS терминалами для приёма к оплате банковских карт, а значит, нужно соединить кассовый аппарат и банковский POS терминал кабелем для передачи данных, согласно требованию Постановления Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470. Многие виды ККТ не совместимы с внешними устройствами по техническим параметрам. Таким образом, интернет-магазинам легче отказаться от приёма банковских карт, но это негативно повлияет на качество сервиса. Крупные и известные участники онлайн-рынка высказывают положительные отзывы о требовании ФНС обеспечить курьеров кассовыми аппаратами. Обзор таких мнений представил портал об электронной коммерции «Предприниматель.ру». Так, к примеру, интернет-магазин «Юлмарт» ещё в 2008 году оснастил кассовыми аппаратами сотрудников службы доставки. Генеральный директор компании Сергей Федоринов отметил, что большинство платежей в интернет-магазине «Юлмарт» осуществляется наличными через курьеров. Топ-менеджер поддерживает требование налоговой службы, а также выступает за внедрение эквайринговых терминалов. Крупный интернет-ретейлер Alibaba Group также поддерживает инициативу ФНС и намерен внедрить в работу оплату наличными. Популярный российский интернет-магазин Оzon.RU уже оснастил своих курьеров кассовыми аппаратами, и они пробивают чек в момент оплаты. По данным интернет-магазина, около 80% покупателей сегодня расплачиваются наличными. Большую часть товара доставляют курьеры, остальное покупатели получают в пунктах самовывоза. Несмотря на положительные отзывы участников онлайн-ритейла, эксперты не спешат с радужными прогнозами. По оценке портала Oborot.ru, все дополнительные затраты большинства интернет-продавцов в связи с нововведением в итоге лягут на потребителя. С этим согласен и директор Ассоциации компаний розничной электронной торговли Иван Кургузов. Управляющий партнёр ГК Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко, напротив, полагает, что новое требование ФНС приведет не к росту цен. Эсперт считает, что некрупные интернет-магазины станут работать «вчерную», если до этого работали «всерую», и откупиться от налоговой службы им будет менее затратно, чем решать вопрос с кассовыми аппаратами. «Очень большая доля российской интернет-торговли существует «вчерную». Поэтому, я считаю, что и это требование российских законодателей будут обходить, - говорит Дмитрий Потапенко. - Для того, чтобы закон соблюдался, нарушителей надо постоянно ловить. А у нас сегодня даже в розничных оффлайновых точках не везде есть кассовые аппараты». За нарушение требований ФНС по использованию ККТ и выдаче чеков предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа (для граждан –1,5-2 тысячи рублей, для должностных лиц – 3-4 тысячи рублей, для юридических лиц – 30-40 тысяч рублей). По мнению одного из аналитиков портала Oborot.ru, под штрафные санкции могут попасть до 95% российских интернет-магазинов. В то же время, члены юридического сообщества, занимающиеся вопросами интернет-права, считают, что требования ФНС противоречат законодательству. Так, юридическая компания «Зарцын и партнеры» проанализировала письмо ФНС и вопрос о том, является ли практикуемое ранее пробивание кассового чека перед доставкой товара нарушением законодательства. Юристы отмечают: в мае и июле 2013 года Министерство финансов указало, что кассовые чеки должны выдаваться в момент оплаты, и время передачи товара должно совпадать со временем, указанным на чеке. Вероятно, новое требование ФНС опубликовано в целях приведения позиции налоговой службы в соответствие с Минфин. Интересно, что новые выводы сделаны ведомством на основе п. 1 статьи 5 федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», рассмотрение которой ранее привело к иным выводам. Статья 5 указанного закона обязывает передавать покупателю в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой чеки. «Речь идет о выдаче кассового чека в момент оплаты, а не о печати кассового чека, - отмечают юристы. - Получилось классическое «убить нельзя помиловать». Юридическая компания «Зарцын и партнеры» опубликовала подробный анализ по данному вопросу и предлагает интернет-магазинам, в случае, если придется отстаивать свои интересы в суде, ссылаться на приведенные юристами доводы и документы. По инф. порталов: «Деловая среда», «Биржевой лидер», Предприниматель.ру, Oborot.ru, Retail.ru, Lenta.ru, Topnews.ru, Yarus-kkt.ru. Обзор подготовила: Галина Сниткова Фото: images.yandex.ru