Электронные ресурсы торговли эффективны и доступны, но не очевидны поставщикам

31.10.2014

Как показал опрос, проведенный Novosib.ru среди оптовых закупщиков товара, 82,4% из них для поиска поставщиков в основном используют Интернет. 39,4% опрошенных вдобавок полагаются на такой традиционный источник информации как связи и личные знакомства. Кроме того, около 16% закупщиков находят поставщиков через отраслевые каталоги и справочники. Газеты и журналы отмечены в качестве источников информации незначительным числом респондентов (не более 7%).

Оптовые закупки и мониторинг конкурентной среды за несколько кликов

Чтобы повысить эффективность закупок, мониторинг существующих источников информации о поставщиках следует проводить системно, отмечают эксперты в области оптовых продаж. Интернет, действительно, самый простой и распространенный способ поиска партнеров по бизнесу. Набор инструментов, которые предлагаются закупщикам в электронной сети, эффективен, доступен и постоянно расширяется.

Первое, что приходит на ум, когда речь идет о функции «поиск», это использование поисковых систем. По ключевым словам можно найти интересующие данные, но среди обилия информации, полученной таким способом, сложно отбирать ту, что действительно необходима. Оптовые компании обычно слабо оптимизируют свои сайты, и часто информация о них в поисковиках находится далеко от первых десяти мест.

Намного эффективнее в этом смысле, как утверждают эксперты области интернет-маркетинга, обращаться к электронным торговым площадкам для оптовиков. Здесь есть возможность проводить поиск среди целевой аудитории (т. е. множества поставщиков, предлагающих различные товары и услуги) по интересующим параметрам. Поставщики понимают выгоды таких электронных ресурсов и охотно размещают на них свои предложения, сокращая затраты на привлечение клиентов и тем самым снижая цены. Как для поставщиков, так и для закупщиков подобные ресурсы предоставляют возможность довольно простого сравнительного анализа предложений, контакты интересующих компаний и другую полезную информацию. Однако, как показало исследование Novosib.ru, о подобных электронных площадках закупщики знают мало (лишь 3% из всех опрошенных).

Респонденты указали, что обращаются к информации Novosib.ru, в первую очередь, с целью поиска партнеров (поставщиков, производителей) и товаров, которые бы расширили ассортимент. Работа с данными бизнес-портала, по их мнению, делает процесс поиска максимально оперативным. При этом лишь несколько опрошенных отметили, что благодаря предложенной порталом форме работы оптовых закупщиков и поставщиков сокращаются издержки. Для таких посетителей сайт Novosib.ru стал не просто местом поиска потенциальных производителей и поставщиков, но и удобным инструментом непосредственно для осуществления закупок и пополнения ассортимента.

Кроме того, около 60% закупщиков товара, принявших участие в исследовании Novosib.ru, указали, что рассматривают портал еще и как информационный ресурс, позволяющий изучить рынок предложений и ценовой политики по интересующим товарам (72% опрошенных), ознакомиться с актуальными (!) данными о поставщиках и производителях (43%), открыть новые идеи для своего бизнеса (35%).

Такие результаты опроса говорят о том, что не все закупщики на данный момент понимают, какие преимущества и полезные функции может предложить электронная торговая площадка. Однако перспективы у подобных ресурсов очень хорошие, поскольку они серьезно занимаются собственным продвижением и активно привлекают целевую аудиторию, которая обращается к поисковикам, не догадываясь о существовании более эффективных способов поиска поставщиков.

Социальная сеть: продавайте и популяризируйте через неформальное общение

Если говорить о других эффективных способах поиска партнеров через Интернет, то нельзя не сказать о социальных сетях. Более половины опрошенных в ходе исследования Novosib.ru закупщиков указали, что зарегистрированы в Одноклассниках, Контакте или Фэйсбуке. 35 % респондентов добавили, что используют соцсети для поиска поставщиков и еще 12 % – для поиска покупателей.

Как отмечает Ольга Павлова, pr-менеджер бесплатного конструктора сайтов Taba.ru, многие компании поняли, что иметь собственный сайт необходимо. Но преимущества, которые может дать неформальное общение с потребителями через соцсети, пока не столь очевидны.

Исследование социальных медиа и бизнеса, осуществленное порталом Practical Ecommerce, выявило, что почти 80% тех, кто делает покупки с помощью социальных медиа, занимают менее 5% от общего числа. Исследовательская компания Forrester подтвердила, что серьезного влияния Facebook на электронную торговлю также не наблюдается.

Помимо развлекательных социальных ресурсов для общения, в последнее время открылись десятки деловых социальных сетей. Эксперт блог-платформы ehhu.ru Евгений Калитин насчитал 12 русскоязычных ресурсов такого рода, которые могут быть интересны российскому бизнес-собществу. Но полноценной пользовательской базы для эффективной работы им пока не удалось набрать, и дальнейшее развитие не ясно, считает блогер.

Эксперты сайта «Информационный центр «Центральный Дом Знаний» приводят данные опроса среди оптовых компаний Новосибирска, реализующих продукты питания, одежду и текстиль. В большинстве своем респонденты осведомлены о возможности взаимодействия с клиентами через Интернет, но все же последовали ответы: «это не для нас», «сайт закрыли, в интернете не размещаемся», «рекламные бюджеты ограничены», «не работаем с физическими лицами, это принцип нашей компании», «чтобы принимать такие заказы, нужно сначала все просчитать, подумать». При этом третья часть опрошенных даже не слышала о торговле через социальные сети.

Многие производители и оптовые поставщики недальновидно отказываются от развития сетевого сотрудничества, не стремятся работать с коллективными заказами и не предоставляют выгодные условия для оптовых закупщиков. В свою очередь, социальные сети пока не разработали удобные сервисы, с помощью которых бизнес мог бы поставлять свои товары и услуги потребителям. И это в то время, как производители-«одиночки» показывают максимальные цифры продаж именно благодаря соцсетям.

Социальные сети благодаря своей чрезвычайной популярности действительно могут помочь производителям и оптовым поставщикам увеличить узнаваемость торговых марок, улучшить мнение потенциальных потребителей о компании, получить информацию об интересующих рынках, сделать более известным свой сайт. Причем запуск продаж в соцсетях почти ничего не стоит.

Эксперты в области Интернет-торговли в один голос заверяют, что аудитория пользователей Сети гораздо шире, чем у остальных источников, и это в определенной мере влияет на увеличение числа продаж. С помощью современных технологий даже начинающий бизнес может добиться серьезных успехов.

Автор: Галина Сниткова