Особенности российской косметики: качественная продукция, плохой ассортимент и никудышная реклама

31.10.2014

Почему российская косметика не пользуется популярностью у отечетсвенных потребителей, и те делают свой выбор в пользу западных производтелей? Разобраться в этом вопросе попыталась автор журнала "Just Lady" Ольга Чернь. В своей статье журналистка рассказала всю правду о российской косметике. Novosib.ru публикует самые интересные выдержки из этого материала.

Правда №1. Российская косметика ничем не хуже заграничной

Информация о принципиально большей экологичности или «природности» современной российской косметики по сравнению с зарубежной является мифом. Современная российская косметика сегмента масс-маркет производится на том же оборудовании и из тех же ингридиентов, что аналогичная импортная. Если у косметики одинаковый или похожий состав, значит, и действие у нее такое же, вне зависимости, логотип какого производителя стоит на упаковке. А природная или натуральная косметика – это совершенно отдельный тип уходовых продуктов, при изготовлении которых, в частности, используется только растительное сырье и не применяются консерванты. Кстати, основная часть реализуемой в России косметики производства компаний-гигантов производится на местных предприятиях, с использованием местного сырья. Поэтому сам по себе вопрос о противопоставлении российской косметики зарубежной несколько устарел и не имеет смысла. Актуальным остается вопрос о ценовой категории предлагаемых продуктов, их общем качестве и удовлетворении требований определенного типа кожи. А эти показатели не имеют ничего общего ни с патриотизмом, ни с «западничеством». Отечественные традиции индустрии красоты изначально были связаны с Европой – первые парфюмерные и косметические компании в дореволюционной России были организованы выходцами из Франции, Германии, Англии, но при этом у русской косметики всегда было свое лицо.

Правда №2.Российская косметика испытывает проблемы с ассортиментом

В основном отечественные компании увлекаются производством так называемой «белой» (различные кремы и т.п.) косметики, уделяется внимание средствам по уходу за волосами и банно-душевым товарам. Однако декоративнаякосметика, произведенная в России, известна только знатокам или людям, непосредственно причастным к ее выпуску и реализации. Уходовые средства для мужской кожи и волос также имеются на рынке в очень ограниченном объеме. Практически пустует сегмент нишевой косметики, хотя и у него появились достойные участники – например, линия «Чаровница». Специалисты отмечают, что у отечественных производителей есть некоторый «пунктик»: они сосредоточены на разработке и выпуске продуктов, позиционирующихся в качестве замены салонных процедур, а это автоматически выводит готовый продукт за границы масс-маркета. Кроме того, как правило, такие уходовые серии состоят из нескольких продуктов, которые нужно покупать одновременно. Потребителю, который только начал знакомство с товаром новой марки, это не подходит. Гораздо логичнее было бы не пытаться отбить заработок у косметологов, а разрабатывать конкурентоспособные линии для профессионального применения, которые, в конечном итоге, сделали бы салонные процедуры более доступными. Любопытно и то, что российская аптечная (парафармацевтическая) косметика находится в зачаточном состоянии. А именно к этому типу уходовых средств год от года растет доверие покупательниц.

Правда №3. Российская косметика мало тратит на рекламу

Агрессивная реклама шампуней, кремов, помад, произведенных крупными заграничными компаниями, демонстрируется по ТВ в прайм-там, печатается в журналах, украшает остановки. А теперь представьте себе, во сколько разработка кампаний, подготовка материалов и оплата эфирного времени обходится компаниям и вычтите эту стоимость из цены среднего крема. Получится, что сам по себе он стоит копейки, а то, что мы платим, уходит на зарплату специалистов по маркетингу и рекламе? Конечно, люди они неплохие и отрабатывают свои деньги, но тем не менее... Отсутствие планомерной, развитой рекламы, сети представительств (исключение составляет только сетевая косметика) и схем распространения – основная причина, по которой российская косметика в собственном отечестве остается в тени. Сами производители оправдываются тем, что неистраченные на призывы «Покупайте только наше» деньги они вкладывают в научные инновационные разработки. С этим сложно поспорить – потребители оценили новаторство и эффективность кислородной косметики «Faberlic», молекулярной косметики «Ольга Ромашко», биологической косметики «Мирра». Но отсутствие рекламы означает не только деликатное, не беспокоящее, и оттого симпатичное потребителю поведения. Оно означает, что потенциальный покупатель понятия не имеет о том, какой сенсационный продукт вышел из лаборатории отечественных разработчиков.

Правда №4 Российская косметика популярна в регионах

Трудно в это поверить, но сейчас на российском рынке присутствует около 300 компаний-производителей косметики. По подсчетам маркетологов, каждая третья россиянка регулярно покупает уходовые средства отечественного производства, и наибольшей популярностью наша косметика пользуется в регионах: в столицах люди, во-первых, имеют меньше времени на выбор и полагаются на рекламу или многократно проверенную репутацию, во-вторых, готовы больше платить при равном качестве. В этом плане доверие жителей периферии – очень важный козырь для производителей. Охотнее всего российскую косметику покупают женщины после сорока – они отдают предпочтение кремам для рук и лица, студенты – их интересуют серии для проблемной кожи и гели для душа, и пенсионеры – они выбирают отечественное мыло, шампунь, зубную пасту.

Правда №5 У российской косметики есть будущее

То, что в России существует и все-таки прогрессирует косметическая индустрия, важнее, чем может показаться. Это означает, что наша страна не идет путем стран третьего мира, потребляющих экспортируемые продукты. Наши производители хотят и могут быть конкурентоспособными – главное, чтобы они не теряли энтузиазма и развивали профессионализм. В российской косметике есть что улучшать. Упаковка и оформление часто оставляют желать лучшего, продукты не всегда «бьют» по целевой аудитории, отечественная школа технологов косметического производства представлена отдельными фигурами. Но год от года ситуация улучшается. И, конечно, настанет тот день, когда российские кремы будут продаваться в дьюти-фри и занимать главное место на любом туалетном столике. А раз вы прочитали эту статью – значит, судьба отечественной косметики вам небезразлична. Ольга Чернь Женский журнал JustLady Большой выбор отечественной и импортной косметики в Новосибирске